Стандартная винная этикетка изобилует информацией, часть которой требуется приводить по закону страны, производящей или продающей вино, — хотя на ней есть и сведения, которые производитель указывает добровольно.
Однако «расшифровка» этикетки — дело совсем не простое, и прочитать этикетки некоторых традиционных винных регионов Европы бывает особенно трудно. Иногда при чтении этикетки можно помочь себе только уже имеющимся опытом: выяснив название производителя ( как правило, это самое важное из всего, что указано на этикетке ), разбираясь в системе наименований или классификации и ориентируясь в основных стилях вина, вы существенно облегчите себе принятие решения.
Винные этикетки можно разделить по двум самым общим признакам, на географические и сортовые. Определенная информация, например, уровень алкоголя, будет указана и на тех и на других. Основное различие между ними будет заключаться в том, какой основной фактор окажется на первом плане: происхождение вина или сорт (сорта) винограда, из которого оно сделано.
Географическая винная этикетка
Географические этикетки, или этикетки в стиле Старого Света, распространены в основном в европейских странах, в которых основным фактором является область, где было сделано вино. Спереди на бутылке будут четко обозначены регион, деревня (вилляж) или виноградник, а также подтверждение того, что вино действительно произведено в указаном месте.
Во Франции такую гарантию дает система АОС ( Appellation d’origine contrôlée), в Италии — система DOC (Denominazione di Origine Controlata), в Испании — система DO (Denominación de Origen), в Германии — QmP (Qualitätswein mit Prädikat).
Геграфические этикетки некоторых вин Старого света, в частности, французских вин vins de pays и большинства немецких вин, включают также указание преобладающего сорта винограда. Однако подавляющее большинство географических этикеток подобных указаний не содержит, так что при их чтении требуется некоторая осведомленность.
Регион происхождения — самая важная информация на этикетке, указывающая на стиль вина. В каждом регионе разрешено использовать лишь некоторые сорта винограда, которые редко указываются на этикетке. На уникальные свойства вин того или иного края указывает его терруар.
Сортовая винная этикетка —
Сортовая винная этикетка встречается в странах, где виноделие имеет не столь глубокие корни, например, в США, Австралии и Южной Африке, которые часто объединяются понятием «Новый Свет». Видное место здесь занимает указание сорта винограда, — это самый важный фактор, определяющий вкус вина и облегчающий жизнь потребителю.
У каждого производителя и в каждом регионе оттенки вкуса будут своими, однако сорт винограда станет бесценным указанием на индивидуальные свойства вина. Это вовсе не означает, что происхождению вина на сортовой этикетке не отведено места. В Новом Свете становится все больше винодельческих регионов, которые удостаиваются признания за выдающееся качества своих марок. Таковы вина из Каберне Совинь-он долины Нала(Калифорния), орегонские вина из Пи-но Нуар, вина сортов Шенен Блан и Пинотаж с Капского полуострова (ЮАР), «Совинь-он Блан» из новозеландского Мальборо, «Шираз» из долин Баросса и Хантер и рислинги — из долин Клэр и Иден (Австралия).
Название производителя —
играет важную роль. У хорошего производителя весь спектр вин будет качественным, однако некоторые виноделы специализируются на каких-то отдельных сортах.
Регион —
указывает на стиль и вес вина. Есть регионы, репутация которых превосходна; Маргарет Ривер славится своими богатыми и элегантными винами из Пино Нуар.
Год урожая —
в Новом Свете играет меньшую роль, чем в Старом, однако в зависимости от региона, качество вин разных урожаев также может варьироваться.
Название сорта винограда —
это обычно самая ценная информация, которая служит прекрасным указанием на стиль и характер вина.
Как читать заднюю этикетку вина —
Сегодня многие вина снабжаются задней этикеткой, или контрэтикеткой. Она может быть важным источником дополнительной информации и сообщить столько же сведений, «сколько и передняя, если не больше. На ней могут быть приведены различные подробности, от краткой истории усадьбы или региона, где выпущено вино, до климатических условий (прохладный климат может рождать более сложные и тонкие вина), подробности сбора урожая (ручной сбор деликатнее), указания технологических приемов и советов по сочетанию с пищей.
Важно помнить, что производитель заинтересован в том, чтобы продать свое вино, поэтому свойства напитка могут оказаться далеко не такими потрясающими, Задняя этикетка вина из Южной Африки-как об этом-написано на этикетке.