Портвейн

alt

Родина портвейна — Португалия. Там его еще называ­ют порту, что нашло свое отражение в обозначении на оригинальных этикетках. Это вино, издавна причисляе­мое к самым высококачественным, не пользуется в Рос­сии должным вниманием из-за низкопробных подделок, заполонивших прилавки еще в советский период. При его изготовлении на родине для приостановления брожения на стадии, когда еще не весь сахар перебродил, применя­ют спиртование — добавляют виноградный спирт (или чистейшую виноградную водку), и дрожжи потом уже не могут развиваться. Крепость лучших португальских пор­твейнов — 19—22 градуса. Кстати, цена некоторых буты­лок портвейна наиболее урожайного года («винтедж») достигает 10 тысяч долларов.

Как и у каждого знаменитого вина, у этого своя любо­пытная история. Во время англо-французской войны, начавшейся в 1678 году, в Великобританию по понятным причинам было запрещено ввозить неприятельские вина.

Делать нечего — стали закупать португальские. Но они приглянулись отнюдь не всем англичанам. Особая нелю­бовь возникла к продукции из гористой местности в рай­оне реки Доуру, что на севере страны, — слишком резкий и сухой вкус. Тогда предприимчивые португальцы стали добавлять в вина коньячный спирт — в нужный момент это останавливало ферментацию. После этого вино выз­ревало в огромных бочках из дуба и каштана, которые хранились в специальных винных погребах.

Вот так появилось знаменитое крепленое вино: оно сохраняет естественную сладость и вкус на протяжении многих десятилетий. Новинка развеяла все сомнения чо­порных британцев: в XVIIIXIX веках портвейн стал лю­бимым напитком как аристократии, так и простолюди­нов. Белый портвейн пьют перед едой в качестве апери­тива, другие разновидности — после обеда или ужина.

В 1756 году тогдашний глава португальского прави­тельства маркиз де Помбал обозначил район производ­ства порту и развернул жесточайшую борьбу с теми, кто выпускал фальсификат все более популярной марки за пределами долины реки Доуру. Настоящий портвейн, белый и красный, и сегодня делают из винограда, собран­ного на террасах этой горной местности. Сегодня это на­стоящая индустрия: все 85 тысяч плантаций винограда (общая площадь виноградников около 240 тысяч гекта­ров) переписаны, на них трудятся 25 тысяч виноделов.

Каждая из 58 экспортных компаний, напрямую рабо­тающая с производителями из долины реки Доуру, име­ет свой погреб в городке Вила-Нова-ди-Гая — именно сюда привозят бочки для дальнейшего розлива и транс­портировки. В большинство из таких погребов пускают на дегустацию туристов — это также одна из экономичес­кого составляющих процветания этой местности.